DJ GEBBELS&ЖЕЛЕЗНЫЙ ФЕЛИКС «Ужас в театре», Минск, 2008.
Моё отношение к тому, что делает лидер минской андерграундной формации ЖЕЛЕЗНЫЙ ФЕЛИКС Александр «Феликс» всегда было неоднозначным. И писал я об этом уже не один раз. С одной стороны, я всерьёз могу заслушиваться его песнями, даже если спеты они лишь под акустическую гитару, а сама запись представлена в ужасном качестве. А с другой стороны, то, что делает «Феликс» и музыкой-то не всегда назвать можно. Так, пьяное кривляние под расстроенную гитару. Но, так или иначе, есть что-то в творчестве Саши, какая-то изюминка, которая пускай и не сразу, но влюбляет человека в его песни. Та же самая картина и с новым альбомом группы ЖЕЛЕЗНЫЙ ФЕЛИКС под названием «Ужас в театре», который кардинально отличается от всего ранее сделанного «Феликсом» за почти десятилетнюю историю его мытарств на просторах минского андерграунда.
Вообще, стоит сказать, что сам господин Александр характеризует своё творчество, как «больной психо-панк-рок». И если вы считаете себя строгим приверженцем панка, то знакомство с музыкой ЖФ стоит начать с более ранних записей, но явно не с этого альбома. Не гарантирую, что вы услышите на них много панк-рока, но в приставках «больной» и «психо-» убедитесь наверняка. Но не об этом речь. А вот если же вы не обращаете внимания на различные стилистические ярлыки, прикреплённые к той или иной группе музыкальными критиками или непосредственно участниками команды, то этот альбом для вас.
Данная пластинка была записана «Феликсом» совместно с Dj Gebbels. Dj Gebbels – это новый проект хорошо известного в узких музыкальных кругах города Минска «Изюма». Человека, который играл в ряде музыкальных коллективов, наиболее известным из которых на сегодняшний день является КАНАЛИЗАЦИЯ. Был «Изюм» и ранее замечен в компании ЖЕЛЕЗНОГО ФЕЛИКСА: совместно с Александром он записал альбомы «Праздник безумия» (первый электрический альбом ЖФ) и «Абсолют». И вот если последний представлял собой акустическую подборку новых песен ЖФ за 2007 год, то «Праздник безумия» можно смело назвать предшественником рецензируемого диска. Что изменилось с тех пор? Как и прежде, в свои альбомы Саша включает ряд новых и обойму старых, проверенных временем, песен. Одной из таких на «Ужасе в театре» является «Армагеддон». Сама песня, по сути, уже стала народной. Без шуток и дешёвого понта. Что-то в ней привлекает каждого, кто хоть раз услышит эту композицию. Да и сам «Феликс» когда-то верно подметил: «Человек может любить «Железного Феликса» или люто ненавидеть его, но «Армагеддон» нравиться всем!». А в новой версии с флейтой («Изюм» постарался!!!) а-ля «русский рок» песня слушается ещё интереснее и красивее. Также, из старых композиций группы на диске можно услышать песни «Зазеркалье» и «Самосуд». Эти две композиции, как и большая часть из десяти песен на пластинке, аранжированы в стиле современной российской популярной музыки: однообразные мотивы, ритмы, сбивки ударных… Вкупе с иногда смешными и примитивными текстами это отдалённо напоминает КРАСНУЮ ПЛЕСЕНЬ. И только лишь редкие партии флейты и губной гармошки придают им хоть какую-то оригинальность. Не смог отказаться «Феликс» полностью и от столь любимой им акустики. На диске присутствуют две композиции («Идёт война», «Ужас в театре»), которые кардинально отличаются от всех других песен. При их записи кроме «классической» для ЖФ акустической гитары использовались флейта, бубен и… ложки! Да-да, именно так. На мой взгляд, эти две записи были сделаны под влиянием «Изюма». У последнего, насколько мне известно, в планах запись полноформатного альбома в таком «народном» стиле. На запланированном диске будут присутствовать песни его собственного сочинения, а также групп, в которых он ранее принимал участие. К слову сказать, композицию «Ужас в театре» Dj Gebbels спел непосредственно сам. В исполнении «Изюма» получилось даже очень трогательно, хотя сама песня на сентиментальности не располагает.
В целом, совместное творчество двух хорошо известных мне и совершенно непохожих друг на друга музыкантов уже во второй раз дало соответствующие результаты. И пускай данная пластинка не войдёт в анналы современного белорусского рока, но хотя бы малейшего внимания она заслуживает. Но, говоря о целевой аудитории сего диска, я затруднюсь с ответом. Я полностью уверен в том, что «Ужас в театре», несмотря на всю его «танцевальность» и «попсовость», не будет интересен тусовщикам и посетителям клубов, молодёжи так называемого «Поколения Пепси». Ведь манера исполнения «Феликса» (а спеть он, кстати, мог гораздо лучше), его стихи, не всегда приятные для неподготовленного уха, само настроение и дух музыки впитали в себя очень много грубости, жестокости и негатива из окружающего мира. Александр не прячет всё это за строками красивых слов, чем грешат наши легенды рока, и удачных рифм, а адекватно оценивает и передаёт реальность. Все песни автобиографичные. А такие композиции всегда исполняются искренне и эмоционально. В то же время, вряд ли эта запись будет с восторгом принята ортодоксальными панками. Полностью оценить и понять данный диск смогут лишь те, кому пришлось пережить нечто подобное, что и автору этих песен.
Моя оценка за диск – четвёрка (по пятибалльный шкале). Я никогда и никому не поставил бы столь высокий бал за подобную запись. Но «Феликс» вышел на более высокий для себя уровень и попытался сделать что-то новое, с чем, по-моему, справился довольно-таки неплохо. А «Изюму», как всегда, отдельные аплодисменты. Человек талантлив, а этим всё и сказано.
Лучшее на диске – «Армагеддон», «Идёт война», «Дискотека ВДНХ», «Ужас в театре», «Русский сатанизм».
Дмитрий Петровский
Скачать альбом http://zhelfel.ucoz.ru/news/2008-06-04-3