2020-й, несомненно, войдет в российскую историю как год мирового триумфа национальной поп-музыки. Впервые весь мир пел под нашу дуду, не скрывая собственного удовольствия
Возможно, вы помните, что все началось с чудовищного провала – после позорного вылета футбольной сборной России из собственного ЧМ-2018 лучшие головы страны возобновили поиски национальной идеи и, после консультации с крупнейшими шаманами Алтая, остановились на поп-культуре. По амбициозному замыслу кремлевских идеологов, земной шар должен был наконец-то – впервые примерно с 1945 года – узнать мощь и почувствовать обаяние русской песни, подняв тем самым самооценку нации и подчистив внешнеполитический имидж державы.
Для решения нестандартной задачи был разработан подробный план нестандартных действий. Начали, впрочем, с когда-то уже покоренных высот, а именно «Евровидения-2019». Популярный телевизионный конкурс, некогда зажигавший звезды, к этому моменту окончательно превратился в мировое шоу фриков и ютьюб-мемов, в котором победу России с легкостью принес легендарный Иосиф Кобзон. Находящийся в великолепной форме певец и член Госдумы исполнил знаменитое русское «Тро-ло-ло» – номер из золотого фонда мем-классики – так же честно и проникновенно, как «Не думай о секундах свысока» на концерте по случаю Дня милиции (1979). Этим он не мог не покорить мирового зрителя, привыкшего к фальши и клоунаде фонограммных лжеартистов «Евровидения». Некоторых очков выступлению Кобзона добавил приветственный спич «Лет ми спик фром май харт», по бумажке исполненный экс-министром спорта Виталием Мутко.
Честная победа Кобзона и Мутко перенесла «Евровидение-2020» в культурную столицу России Пермь, где конкурс успешно состоялся. Несмотря на то что власти Перми провели его с истинно русским размахом, гостеприимством и даже пользой для города (в Перми наконец-то появилась полноценная набережная), переплюнуть московский рекордный бюджет одиннадцатилетней давности им не удалось.
Другой удачной инициативой властей России стала президентская программа по поддержке российских стадионных англоязычных рок-групп, получившая статус нацпроекта. В ее задачи входило убить сразу нескольких зайцев: поднять уровень развития рок-культуры в массах, вызвать у народа интерес к изучению английского и заодно приспособить к делу простаивающие без дела многотысячные стадионы, оставшиеся от ЧМ-2018. Пользуясь государственной поддержкой, многие наши англоязычные рок-группы получили возможность (наконец-то) проехаться по стране из конца в конец и выступить вместе со своими зарубежными коллегами. Особенно успешным стал совместный концерт подзабытых ирландцев U2 и московских мастодонтов «19.84» на 45-тысячнике в Саранске – пара тысяч поклонников обаятельного фронтмена «19.84» Василия Зоркого дождались-таки выхода кумира на сцену, несмотря на долгий и утомительный разогрев.
Вообще этот год был богат на партнерские проекты русских и зарубежных музыкантов, и не все из них были инициированы государством. Например, известный певец Григорий Лепс, он же владелец сети караоке-клубов «Лепс», превзошедшей недавно размерами McDonalds, за свои деньги исполнил свою давнюю мечту. Лепс, известный пылкой страстью к песням британской рок-группы Coldplay, записал с ней совместный трек для своего нового альбома. Это ремейк главного хита его караоке-сети «Рюмка водки на столе». Говорят, что во время записи лидеру Coldplay Крису Мартину долго не удавалось выговорить фразу из песни: «Слов и чисел простота / У небесного моста / Раскидала перья птиц»; это и понятно – русский для него неродной. Что касается смысла слов, то его не смог объяснить Мартину даже известный русофил Брайан Ино, выступивший продюсером этой записи.
Переведем свой взгляд с Запада на Восток. На этом фронте тоже шло массированное наступление нашей поп-культуры. Первый альбом на китайском одного из наиболее популярных русских рэперов Гуфа сразу стал мультиплатиновым благодаря его совместному треку с давно популярным в Китае голосистым Витасом. Гораздо большую загадку представляет неожиданная популярность «китайской» пластинки рэпера-хулигано Ноггано, в которой он использует всего три слова – «пуяо», «сесе» и «нихао», заменяя остальные недостающие русским матом. Впрочем, некоторые культурологи полагают, что именно в этом неожиданном сочетании и состоит ноу-хау артиста.
Настоящим потрясением для Китая, Японии, Европы и США стал беспрецедентный гастрольный тур первой голографической группы из России под названием «Цой жив!». Мир
впечатлила нестандартная «восточная» внешность главной рок-звезды России, воскрешенной в 3D-технологии; запоминающаяся легенда, предварительно прокачанная на весь мир в фильме KINO Тимура Бекмамбетова, и заводная, но пафосная музыка. 3D-гастроль «Цой жив!» опередила по сборам аналогичные по масштабу резуррекшн-шоу Элвиса и Майкла Джексона.
Но самым известным российским артистом в 2020-м оставался лидер нации Владимир Путин, записавший при участии знаменитых джазменов мира скромный альбом кавер-версий советских песен «С него начинается Родина».
Автор: Денис БОЯРИНОВ, Музыкальный критик, шеф-редактор раздела «Современная музыка» портала OpenSpace.ru