Группа «Алиса» в последние годы превратилась из явления музыкального в явление социальное. Православно-патриотический уклон ее лидера Константина Кинчева до сих пор остается поводом для обсуждения в околомузыкальных кругах. Кинчев, открыто называющий себя националистом, поет теперь не о «танцах на пьяных столах», а о «небе славян».
Вы ощущаете свой возраст?
– Конечно. Мне скоро 51, на эти годы я себя и ощущаю.
– Многие отмечают, что выглядите вы сейчас гораздо моложе, чем лет десять назад.
– Спасибо за комплимент.
– Как это достигается – физическими упражнениями или, может быть, духовными практиками?
– Никаких практик, живу себе и живу. Получаю удовольствие от жизни. Немножко занимаюсь в спортзале, от этого тоже получаю удовольствие. Словом, стараюсь жить так, как мне нравится. Это связано и с внешним, и с внутренним миром. Стараюсь стремиться к гармонии.
– У группы «Алиса» есть шансы обуржуазиться или вы этого не допустите?
– А что вы имеете в виду?
– Когда хорошая комфортная жизнь становится для музыканта важнее творчества.
– Меня моя жизнь устраивает. Я люблю свое дело, оно приносит мне максимальную радость. А комфорт и все остальное прилагаются к тому, чем я занимаюсь. Так вышло, что за любимую работу я еще и деньги получаю. У меня хороший дом, хорошая квартира – 70 квадратных метров. Много это или мало на семью из четырех человек? Я думаю, что довольно скромно. Но мне этого достаточно. Замков никаких нет, да и средств на них нет. Автомобиль мне нужен большой, внедорожник, потому что я любитель рыбалки. Не любил бы рыбалку – обходился бы каким-нибудь седаном. Я в какой-то мере сибарит, люблю на диване полежать. Это можно назвать обуржуазиванием?
– Кто из коллег-ровесников способен вас еще как-то удивлять?
– «Аквариум» мне всегда любопытен. Слушаю каждый их альбом, который выходит. Диски «Калинова моста» тоже не пропускаю.
– А из молодых?
– F.P.G., «Дайте2», «Мордор».
– Вы такой список уже называли. Ничего свежего с тех пор не появилось?
– Ну, пока ничего не добавилось.
– Значит ли это, что в рок-музыке кризис?
– Откуда ж я знаю? Все видно на расстоянии, а я нахожусь в центре движения.
– А кризис, который мировой и экономический, как-то отразился на группе «Алиса» или на вас лично?
– Мы занимались стройкой и всё построили. Кризис на нас никаким образом отразиться не мог, потому что мы как играли концерты, так их и играем. Как были по сравнению с поп-артистами голью перекатной, так этой голью и остались. Это у артистов шоу-бизнеса корпоративов не стало, а мы корпоративы и не играли никогда. Как ездили по стране и ближнему зарубежью, так и ездим.
– Волнует ли вас перетекание музыки в Интернет? Публика выбирает бесплатное скачивание, а не покупку дисков.
– Это пока проблема издателей, а не моя. Лейблы выстраиваются в очередь за моими альбомами и устраивают тендеры. Я отдаю тем, кто предлагает лучшие условия. По крайней мере с последними пластинками так и было. Если новый диск издателей не заинтересует, выложу альбом бесплатно в Интернет. Но пока они предлагают суммы, которые я считаю достойными. Когда ситуация изменится, понижаться не буду – бесплатно отдам.
– Сами пользуетесь торрентами?
– Да. Это реалии сегодняшнего дня, это нормально. А зарабатываем мы, что тогда, что сейчас – концертами. Волка ноги кормят, основной источник дохода – живая работа на сцене. На заработок с альбома не проживешь.
– Как вы думаете, власти прислушиваются к кому-то из музыкантов?
– Нет. У меня есть ощущение, что они живут абсолютно в своем мире, имеющем столько же отношения к действительности, сколько полотна Дали. Сплошной сюрреализм. В стране дорог нет нормальных, а они мечтают о каких-то нанотехнологиях. Мне кажется, им просто нечем прислушиваться. Это другие люди, у них органы чувств другие.