Большая энциклопедия Крилла и Мефодия:
АРТ-РОК (англ. art rock, букв. — художественный рок), совокупность форм, использующих в качестве музыкальной основы сплав элементов рока, академической музыки (классической и современной как в виде стилизаций, так и в форме прямого заимствования мелодических фрагментов) и джаза, а также различных национальных музыкальных культур. Сложился в Великобритании во второй половине 1960-х гг. В зависимости от применяемого инструментария и аранжировочных приемов арт-рок может быть условно разделен на симфо-рок (в случае, когда речь идет о включении в музыку оркестровых эпизодов), техно-рок (если акцент делается на технической сложности материала), барокко-рок (мелодические стилизации под музыку Ренессанса с использованием или имитацией звучания барочных инструментов) и др. В ряде стран и регионов арт-рок часто отождествляют с понятиями «прогресив-рок» и «психоделик-рок», но они являются скорее культурологическими, а не музыкальными.
Существует и определенная классификация направлений и субнаправлений внутри самого арт-рока, так сказать, его видовая структура. Данная схема в целом такова: 1) концептуальные группы, электронно-психоделические, с псевдо-симфоническим звучанием; 2) группы, близкие к джаз-року и фьюжн, с минимальным вокалом, большим процентом инструментальных импровизаций; 3) группы, ориентированные на исполнение классики или создающие свою музыку в духе классики; подходят под термин «классик-рок»; 4) группы и авторы электронно-авангардного стиля с элементами атонализма, минимализма, с применением новейших для своего времени технологий; 5) группы, которые могут быть причислены сразу к нескольким из вышеперечисленных категорий.
Одно из основных отличий арт-рока от других стилей современной музыки заключается в его «саунде », в особом инструментальном багаже арт-роковых коллективов. Электрогитара осталась одним из основных инструментом, но значительно изменилась ее роль и ее место в общем ансамбле. Из доминирующего инструмента она превратилась в равноправного участника. Количество гитарных партий уменьшилось, зато выросло их качество. Часто идущая в унисон с басом, синтезатором или группой духовых инструментов, гитара удачно подчеркивала или дорисовывала определенные моменты музыкальной композиции. Кроме того, заметно изменился ее звук. Эксперименты арт-роковых гитаристов привели к тому, что этот инструмент мог звучать как любой другой (поздний King Crimson).
Была развита электронная секция, представленная в основном синтезаторами. Именно арт-рок стал огромным полигоном для испытания «новейших технологий» музыки того времени. В конце 1960-х стали появляться невиданные до тех пор модели электронных клавишных инструментов, которые арт-рокеры, тяготевшие к расширению звучания, к его «симфонизации», сразу взяли на вооружение. Синтезатор «Муг» составил славу группы Yes, электроорган — группы Procol Harum, а меллотрон — всего арт-рока. (Меллотрон — особый музыкальный клавишный аппарат, изобретенный в 1946, построенный по принципу проигрывания различных звуков с множества магнитных пленок, приводимых в действие фортепьянной клавиатурой (каждая клавиша — отдельный звук определенной высоты; пленки легко заменялись.) Одно время в музыкальных кругах в ходу был даже такой термин, как «меллотрон-рок» но термин этот так и не прижился.
Наконец, достаточно широко стали употребляться духовые инструменты: трубы, гобои, флейты и саксофоны. Группа Van Der Graaf Generator, например, невообразима без агрессивного саксофона Дэвида Джексона, зачастую ведущего мелодическую линию вместе с синтезатором или гитарой и усиливающего их воздействие на слушателя. Менее значительное, но немаловажное место духовые занимали в творчестве других арт-роковых групп — King Crimson, Genesis, Gong.
Отредактировано Symon (2008-01-08 17:48:35)