Подобная тема обсуждения уже создана, но хотелось бы более подробно остановиться на программе Adobe Audition 2.
Осенью немного разбирался с этой программой. В результате получилась вот такая статейка. Немного сыроватенько правда.
О концепции формирования звука “внутри” Audition 2.
Разработчики постарались работу в программе сделать схожей с работой в обычной студии звукозаписи. Сердце любой студии это микшерный пульт. Пульт имеет определённое количество каналов. Их количество варьируется в зависимости от специализации студии, но предположим, их 32. В эти каналы подключаются микрофоны, инструменты, устройства записи. Каналы можно коммутировать между собой и между другими устройствами, осуществлять посылы на эффекты и т.д. Так же на микшере существует главный вывод – порт (разъём) с которого звук выходит с пульта в том виде, в каком он смикширован. Не поверите, но все эти прелести есть в распоряжении и у нас, но только в виртуальной среде. Каждый канал нашей виртуальной студии имеет вход и выход. Вход используется для записи звука, выход для его воспроизведения.
По умолчанию звук со всех каналов идёт на мастер-канал, там он смешивается и воспроизводится звуковой картой. Но представьте, если у нас в сессии несколько дорожек с живыми барабанами. Бас-барабан (бочка), рабочий, альты, тарелки, хай-хэт – итого 5 треков. В процессе сведения композиции нам неоднократно придётся менять громкость барабанной установки в целом, то есть изменять громкость всех элементов на одинаковое значение. И поверьте, будет не очень удобно, если уровень всей установки нам надо поднять на 1,7db, а значение уровня громкости отдельных каналов имеют значиния: 3,8db; 7,6db; 0,5db. Это будет отнимать лишнее время, которое можно было бы потратить с пользой для микса. На помощь нам приходит такая замечательная вещь как Bus (шина). Шина способна подключить к себе все каналы барабанной установки, смикшировать их и только потом подать на мастер-канал. И теперь, что бы изменить громкость всей барабанной установки достаточно изменить только значение уровня шины, в которую направлены все выходы каналов с записью отдельных элементов установки. Но это ещё не всё. Шины практически те же каналы, с единственной разницей, что у них нет входа, т.е. на них нельзя производить запись, и на них нельзя помещать звуковые фрагменты и файлы. На них можно ставить любые доступные эффекты обработки. Часто, когда вокальная партия обрабатывается ревербератором – голос теряется в глубине микса.
Увеличение уровня громкости не даёт особого результата. Закономерности такого плачевного результата мы разбирать не станем. Снова воспользуемся услугами шины. Создадим новую шину и установим на неё тот же эффект реверберации, что стоял на вокале. Затем, заблаговременно убрав эффект с голоса, мы направим посыл (Send) с вокального канала на созданную шину. Останется только установить желаемый уровень посыла и наслаждаться. В итоге мы получили: оригинальное звучание голоса и звучание голоса обработанного ревербератором. Вокал не затерялся среди микса, но к нему добавилась реверберация.
Звук с каналов и шин можно также посылать напрямую в устройство, обходя, мастер-канал. Но я бы не рекомендовал вам такой метод работы, так как обходя мастер-канал и играя напрямую в устройство трек будет звучать обособленно от общего микса, т.е. любое изменение мастер-громкости этот трек не коснётся.
На рисунке приведена схема возможной коммутации треков и шин.
Track 1 - ничто иное, как вокальная дорожка. Как мы и говорили, здесь осуществляется посыл на эффект, в данном случае это ревербератор, затем оригинальный и обработанный звук смешиваются в мастер-канале. Итог: звук не теряется в миксе.
Track 2 – бас-гитара. В отличие от голосовой дорожки, второй трек с бас-гитарой напрямую обрабатывается эффектом, в данном случае это компрессор. Важно понять, что для разных эффектов приемлем свой способ обработки. Компрессор изменяет амплитудную характеристику звука, поэтому оригинальное звучание нам слышать не нужно. В результате такой схемы на мастер-канал приходит только обработанный звук второго канала.
Примечание:
В принципе на практике, компрессор необходимо ставить и на голос, но здесь все подключения и обработки мы рассматриваем приблизительно.
Track 3,4,5,6,7 - как раз об этом мы и говорили чуть выше. Все пять каналов подключаются к одной шине. Шина миксует каналы и направляет общий звук на мастер-канал. При желании, на шину можно добавить какой-либо эффект или обработку, но делать это следует осторожно и только при острой необходимости (см.Track 1).